МБОУ "СОШ №12"
г. Байкальск Слюдянского района Иркутской области
  • Выпускнику 2024

    Психологическая подготовка к экзаменам: как сдать ЕГЭ без стресса?

    Канадский ученый Ганс Селье выделил два типа стресса, значительно отличающихся друг от друга: эустресс и дистресс.
    Эустресс — «полезный стресс», мобилизует человека, это движущая сила в решении каждодневных задач, их планирования, он необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется «реакция пробуждения». Небольшой выброс адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроиться на предстоящий день, эффективно поработать. По сути, данный вид стресса сохраняет и поддерживает в нас жизнь.
    С эустрессом бороться не надо, обычно он оказывает позитивное воздействие на психофизиологическое состояние человека. В малых дозах он необходим, дает сосредоточение, так как сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за «настройку» на адекватное поведение в опасности.
    В случае с экзаменами эустресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая человека в нужной форме.
    Дистресс — деструктивный, негативный вид стресса, разрушает организм. Данный вид стресса возникает чаще неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. При этом он может также являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма с последующим угасанием. Такое состояние может приобрести хронический характер.
    Как определить дистресс?
    Распознать дистресс можно по реакции организма:
    учащенное сердцебиение,
    частые головные боли,
    неконтролируемый голод или беспричинное отсутствие аппетита,
    проблемы со сном.
    Что делать?
    Проанализируйте свое физическое состояние. Если вы здоровы, а организм ведет себя странно, скорее всего, так проявляется тревога о предстоящих экзаменах. Не вводите себя в еще большее напряжение, постоянно обдумывая негативные сценарии. Важно понять, что испытывать тревогу перед экзаменом — это норма. Если вы чувствуете тревогу, важно дать себе разрешение на эти переживания. Этих эмоций не надо стыдиться, это естественные чувства человека («мальчики не плачут» — культурные стереотипы).
    Если экзамен уже совсем скоро
    Планируйте свой день. Режим благотворно сказывается на организме, так вы сможете увеличить продуктивность подготовки.
    Не сидите ночами над подготовкой, вовремя ложитесь спать. Во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин: способствует переносу информации из кратковременной памяти в долговременную, снижает уровень кортизола.
    Отказ от гаджетов за час до сна.
    Сбалансированное питание. Употребляйте в пищу полезные для мозга продукты: белок, орехи, овощи и фрукты. Для нормального функционирования мозга нужно пить воду утром.
    Не отказывайтесь от еды — без этого не будет сил и ресурсов, энергии, а это лишь усиливает стресс.
    Планируйте отдых.
    Отдых — возможность пополнять силы, желательно на воздухе, физически активный.
    Смена деятельности — лучший отдых для организма. Перезагружайте мозг — так он более эффективен.
    Упражнения для совладания со стрессом и тревогой перед экзаменом
    Репетиция экзамена. Можно проиграть ситуацию экзамена заранее или побыть в ней в воображаемой форме (метод эмотивного воображения Вольпе).
    Проговаривание переживаний. Проговорив свои переживания, вы снижаете их интенсивность, получаете поддержку в виде обратной связи, а не подавляете эмоции, которые остаются внутри и разрушают человека.
    Техника заземления. Осознанная остановка — остановиться и сфокусироваться на моменте «здесь и сейчас». Что я делаю сейчас? Какие ощущения испытываю в теле? Контакт с реальностью, а также ощущение собственного тела поможет снизить тревогу.
    Упражнение «Пять органов чувств». Для того чтобы сосредоточиться на настоящем моменте, перечислите: 5 вещей, которые видите; 4 вещи, которые слышите; 3 вещи, которых касаетесь; 2 вещи, запах которых ощущаете; какой вкус вы ощущаете.
    Работа с дыханием. Сосредоточьтесь на процессе дыхания. Вдыхая и выдыхая, считайте до 5. Удерживайте внимание на дыхании.
    Используйте технику диафрагмального дыхания.
    Техника релаксации по методике Джекобсона. Страх, гнев, тревога, паника и беспокойство сопровождаются мышечным напряжением. И если его убрать, то можно повлиять на эмоциональное состояние, то есть добиться успокоения.
    Эту взаимосвязь обнаружил американский ученый и врач Эдмунд Джекобсон в 1922 году. После интенсивного напряжения мышца глубоко расслабляется, а вместе с мышечным расслаблением происходит эмоциональное успокоение.
    Упражнение «Круг моего контроля». Если мы пытаемся контролировать все в своей жизни, то впадаем в тревогу. Если ничего не пытаемся контролировать, то снижается наша эффективность.
    Нарисуйте круг и запишите внутри него все, что подвластно вашему контролю: ваши решения, слова, эмоции, желания, правила. За кругом остается то, что не поддается вашему контролю: действия других людей, их поведение, поступки, чувства, мысли.
    Проанализируйте свои мысли. Если то, что вас беспокоит, находится в зоне вашего контроля, совершите необходимые действия.
    Если вы переживаете о том, что вне вашего контроля, — лучшим способом будет отпустить и перестать беспокоиться об этом.
    «Черный список». У каждого из нас существует свой набор тревог и страхов перед экзаменом — это негативные убеждения. Для выполнения упражнения необходимо составить список из своих опасений, а затем напротив каждого пункта написать реальное доказательство противоположного, позитивное высказывание. (Я не смогу выполнить сложное задание. / Я правильно выполнял такие задания в половине случаев.)
    Самоприказ. Словесные формулы самоприказа играют роль пускового механизма, который запускает нужное поведение: «Я уверенно и спокойно справляюсь с заданиями. Я могу справиться со всеми заданиями. Я правильно решаю все задания. Я спокоен. Я нахожу правильные решения».
    Упражнения для совладания с тревогой на экзамене
    Повернуть голову направо. Одновременно с этим правой рукой «нарисовать» на столе геометрические фигуры. Этот прием активизирует левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, рассуждение.
    Использовать медленное дыхание на 12 счетов: 1, 2, 3, 4 — долгий вдох, 5, 6, 7, 8 — задержка дыхания, 9, 10, 11, 12 — медленный выдох. Сделать так 3–4 раза.
    Сильно сжать кулаки и разжать их. Повторить 2–3 раза.
    Переключить внимание на какой-то предмет. Мысленно назвать его («это ручка»), перечислить 5 его любых признаков («тонкая, твердая, прозрачная, моя, черная») и его функцию («письменная принадлежность»).
    Зевание и смех — противоположность тревоги. Если мы зеваем или нам смешно, это сигнал, что вокруг нас не происходит ничего опасного или тревожного. Можно попробовать вызвать у себя зевок или найти что-то смешное.
    Сосредоточиться на реальности, а не на воображении. Попробуйте мысленно описать все, что находится и происходит вокруг, будто вы рассказываете это кому-то, и заметите, как тревога становится меньше.

    УДАЧИ!!!

    «Ловушка занятости» – когда смешиваются понятия
    «быть занятым» и «заниматься делом».

    Пока есть возможность выбора, у вас есть шанс добиться успеха.

    Урок 1. Как перестать беспокоиться и расправиться с ЕГЭ (ОГЭ).

    Давайте исходить из того, что есть такие случаи в жизни, которых никак не избежать, с каким бы эмоциональным напряжением и страхом они не были сопряжены. Экзамены – один из тех, от которого никуда не деться.

    Вам кажется, что тут совсем нет никакого выбора.

    Напрасно. Он есть: вам решать, на что потратить все свои силы и эмоции.

    Непонятно, в чем же выбор?

    Вот смотрите:

    - можно целыми днями бояться, переживать, ныть и всем жаловаться (поводов достаточно);

    - можно постараться взвесить все, что именно вас пугает и расстраивает, а потом искать пути выхода, чтобы этого не произошло;

    - можно вообще думать не о плохом, а о том, что же необходимо сделать, во-первых, во-вторых, в-третьих, и какие есть варианты, чтобы выйти победителем;

    - можно не раздумывая скорее бросаться действовать в разных направлениях, как лебедь, рак и щука в одном лице;

    -  можно называть и чувствовать себя «неспособным», «неудачником», «слабым и больным» (если вы считаете, что вас это украшает и делает лучше);

    - можно зарыться головой в песок, забыться и уснуть, «не быть», короче;

    - можно взывать о помощи и ждать, что кто-то за вас все сделает;

    - а можно верить в себя и свои силы и делать все возможное (у всех силы разные, но вам же не обязательно сравнивать себя с академиком Ландау, и даже с Ленкой Ивановой тоже сравнивать себя не надо);

    - можно планировать, собираться, обещать и грозиться сдвинуть горы, но полениться даже повторить пройденный урок;

    - а можно тихо и спокойно, но упорно и постоянно таскать по одному камешку и выбраться из замка Иф, или построить из них что-нибудь.

    Итак, видите, сколько, оказывается, у вас выборов. Мало? Хорошо, допишите еще все возможные варианты. Мы для них место оставили:

    _________________________________________________

    –  А можно совсем не готовиться к экзамену и наплевать на все?

    –  Можно. Но тогда дальше ваш выбор будет не велик.

    –  А можно совсем ничего не выбирать?

    – Тоже можно, тогда делайте все так, как вам советуем мы и ваши учителя, и родители. Но тогда – стараться и не пищать!

    Хотите сами? Пожалуйста! Мы на это и рассчитывали.

    Итак, из списочка выше выбирайте самый, на ваш взгляд, правильный и подходящий вам путь.

    Теперь вы его выбрали. Сами. Те, которые зарылись головой в песок и решили, что интереснее всего бояться и считать себя неудачником или надеяться на чудо, остались в предыдущем абзаце. Вместе с вами, кто решил бесстрашно идти вперед и таскать камни, двигаемся дальше. Но предупреждаем, что и дальше все время придется выбирать.

      Конечно, идти вперед и вперед далеко не всегда легко и безопасно. Но что именно нас пугает? Трудности? Нет таких трудностей, которые бы не мог преодолеть человек разумный. Кстати, человек неразумный способен замахнуться даже на то, что ему явно не по плечу. Икар, например, но он герой. Или ногу сломать. Вы хотите сломать ногу? Правильно. Значит, вы человек разумный, и действовать будем тоже так – рационально. Значит, и бояться не будем. Пугает ведь только то, что неизвестно. Но если хорошенько обо всем разузнать, то

    1) оно оказывается не таким страшным, как мы себе напридумывали;

    2) все действительно страшное (если оно еще осталось после п.1) можно как-то побороть – обязательно найдется способ.

    Кстати, вы слыхали про Дракона? А фильм смотрели режиссера М.Захарова? Посмотрите обязательно. Дракон, оказывается, живет в нас самих. Он прямо изнутри может сожрать: страх, лень, паника, подлость… Что там внутри у нас живет? Неизвестное? Это повод опасаться. Повод? Нет. Просто, значит, разузнать надо и о себе теперь побольше, чтобы без неожиданностей.

    А что вам может быть неизвестно об экзамене? Вопросы или задания? Экзаменаторы? За что какой балл ставят? Что случится, если…?  В какой аудитории?

    На все эти вопросы можно заблаговременно получить ответы (и, представьте, не страшные).

    Даже про это «если». Потому что оно уже случалось с кем-то. И все живы-здоровы, и может быть, именно сейчас едят апельсин и улыбаются. Чему? Да просто. Жизни. Солнце светит, птички щебечут. Хорошо!

    Ага, – скажете, – это им сейчас хорошо, а вот когда они были на нашем месте…

    А вы точно хотите на их место? Ну, тогда и не волнуйтесь зря!

    Не можете? Правильно и даже хорошо: ведь вам не все равно!

    Волноваться можно, но… НО ТОЛЬКО ЕСЛИ

    1) этому есть повод;

    2) на это есть время;

    3) есть смысл

    – и все это случилось одновременно. Все остальное ЗРЯ.

    Теперь о ЕГЭ (ОГЭ) . Тут одно из двух: или у вас есть время, значит, до экзаменов далеко (и какой тогда повод волноваться заранее?), или до экзамена считанные дни остались (тогда откуда время, чтобы волноваться?).

    О смысле уже не говорим. Это только некоторые симпатичны и милы, когда разволновались: щеки розовые, глаза блестят, тонкие ноздри трепещут. А обычно что хорошего? Потеешь, трясешься, во рту пересохли слюна и словарный запас, взгляд затравленный, сердце выскакивает, в ушах шумит, на лице – тоска и обморок. И это еще не полный портрет Взволнованного Зря: плохо видит, не сразу слышит, соображает еще хуже, долговременная память оперативно отказала – не вовремя, зато сразу. Галочки ставит не туда.

    В этом, что ли, смысл, вы говорите? Вот то-то же.

    Выходит, что, если разрешите себе разволноваться, значит сдаетесь. Представьте российского биатлониста какого-нибудь на зимней Олимпиаде. Потому что у него это тоже ответственно! Может быть даже посильнее, чем у вас. За ним стоит вся страна, и тоже – родители, тренеры, собственное «Я». У него есть повод. Но нет времени. И в цель попасть надо – какой смысл дрожать-то? То есть смысла нет.

    А вы сами сидите у телевизора и болеете, чтобы он не промахнулся, и желаете ему: «Не волнуйся! Соберись!»

    И ведь соберется и мускулом не дрогнет, потому что волнение – враг, а ему победить надо! И не подведет. Прямо в цель твердой рукой и намерением.

    Ага, – скажете, – он-то умеет, он привык к этому, а мы...

    Значит, именно так и нужно. Так можно. Этому можно научиться – не волноваться зря. У него же вышло. Тренироваться надо.

    III. Давайте потренируемся оценивать опасность. Она может быть реальной и мнимой. Розетка на стене опасна? Пока вы туда не сунете что-нибудь не то, нарушив технику безопасности, безопасна и не агрессивна. Забудете о правилах – каааааак шарахнет! Потому что изучать надо предмет. Любой.

    Чем больше о нем знаем, тем больше понимаем, как работает, и чего от него можно ожидать, а где и предохраниться от риска. От математики, например, можно ждать такого!.. Царица наук.

    А вот шпаргалка весьма двуличная. Вроде, для помощи создана, а никакой надежды. Ну ее. Хотя, пока она пишется, только пользу приносит – работает на тебя. Ну, и греет потом где-то в кармане: «если что, то…».  А потом предательски подводит. Значит, писать их – безопасно и полезно, а доставать на экзаменах – рискованно. А уж на ЕГЭ(ОГЭ) и вовсе не стоит, чтобы потом ей не ждать следующего года.

    Расправимся теперь с ЕГЭ(ОГЭ). Пока мысленно. В чем риск и опасность? В чем польза?

    Посмотрите на него именно так, как он видится вам сейчас (возможно даже страшным монстром), и скажите свое категорическое «да» или «нет» в ответ на следующие утверждения.

    1. Я не смогу его победить.
    2. Я все знаю, как с ним правильно себя вести.
    3. Победив его, я получу новые возможности.

    Вся проблема только во втором утверждении – «нет»?

    Кто не видит новых возможностей из третьего утверждения, тот слишком сильно ответил «нет» во втором.

    Ну а кто ответил «да» в первом утверждении, тот явно хочет, чтобы его сейчас пожалели и посочувствовали ему. Правда, его жалко! Трудно ему будет – он ведь думает стать редким исключением из миллиона выпускников. Мы его не только пожалеем, погладим по плечу, успокаивая, но и кусок шоколадки дадим – она счастью способствует. Пусть доест ее уже и присоединяется лучше к нам, чем к тем «исключительным».

    Итак, свалим, победим, сдадим! Только узнать о нем надо получше: опасность в незнании (во всех смыслах). Но знания-то по предмету вы несколько лет копили, даже если делали вид, что вам они не нужны.

    Нет лучше способа почувствовать силы противника и изучить его, чем ввязаться в близкий бой. Не бойтесь! Это же еще не по-настоящему. Первобытные люди, прежде чем идти воевать или охотиться на крупного зверя, тренировались на наскальной живописи. А у вас есть огромная куча учебных материалов – на дворе все-таки XXI век. Тренируйтесь в интернете, тренируйтесь по сборникам. Чем меньше «спишь», тем больше знаешь. А чем больше узнаешь, тем спокойнее на душе и крепче спишь.

    1. Ну, вот вам и первое домашнее задание.
    2. Разузнать о ЕГЭ(ОГЭ) все, что поможет вам хорошо понимать, как готовиться к встрече и как обернуть ее в свою пользу.
    3. Тренироваться.
    4. Мысленно написать свой автопортрет: насколько вы упорный и старательный ученик, и как выглядит ваш Дракон.
    5. Как только разузнаете о ЕГЭ (ОГЭ)побольше, продумайте, как лично вы можете с ним справиться.

    На сегодня все!

    Советы выпускникам при подготовке к экзаменам.

    1. При выполнении самостоятельной работы сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. 
    2. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа. 
    3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться, не вообще «немного позанимаюсь», а конкретно какие именно разделы и темы нужно усвоить за определенное время. 
    4. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. 
    5. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. 
    6. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. 
    7. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий, уровнями их трудности, формами представления ответов. 
    8. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части «А» в среднем уходит по 2 минуты на задание). Эти задания базового уровня, как правило, доминируют в экзаменационных работах, их выполнение обеспечивает получение положительной оценки. 
    9. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа, стремись мобилизовать себя на достижение максимально возможного результата.  
    10. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить содержание учебной дисциплины, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

    Как готовиться к ЕГЭ по русскому языку и победить (смотреть)

    Рекомендации по заучиванию материала (смотреть)

    Решая задачи, сдадим математику! (смотреть)

    Технология преодоления

    Готовимся к экзаменам.

    Давайте опишем технологию успешной сдачи ЕГЭ (ОГЭ), тем более, если вы собираете поступать в вуз или колледж, и уже в январе снова начнется сессия и опять – экзамены.

    У нас получится. Мы часто бываем настолько успешны, что наши б знания обобщить и делиться ими с миром. Да и почаще использовать в собственной практике. Порой даже не нужны специальные умные книжки, ведь все необходимое уже есть – наш опыт. Вот и будем опираться на него.

    1. Что такое технология?

    Технология – это своеобразный рецепт, или алгоритм действий, необходимых для получения нужного результата. Возьмем, к примеру, кулинарный рецепт или статью в журнале по вязанию крючком. Или инструкцию по сборке корпусной мебели, или рекомендации, как самим сделать и запустить воздушного змея. Это, по сути, и есть технологии – описанные точные шаги и требования, как надо действовать, чтобы у вас получилось то, что надо. Во всевозможных рецептах обязательно указано «что», «зачем», «что за чем» (это не повтор и не ошибка, а разные вещи – цель действий и их последовательность!), «когда», «как» и «при помощи чего (каких инструментов)» необходимо сделать, чтобы ничего не испортить и добиться нужного результата. Запомним все эти составляющие, чтобы разработать свою технологию.  У нас должна получиться технология успешной подготовки к ЕГЭ(ОГЭ). Технология преодоления.

     Два маленьких секрета.

    Уже не одним поколением замечено, что часто в каком-то уже готовом наборе с «Инструкцией, как сделать ЭТО» непременно останется какая-нибудь странная лишняя штучка, которая никуда не лезет. Или которую случайно забыли поставить на место. И, о чудо – без нее все замечательно получилось и работает.  Или даже окажется, что теперь все заработало НАМНОГО лучше.

    Странно. Если порядок и без нее, значит она точно лишняя. Как же так выходит?

    А возможно, автору конструктора просто не хватило опыта или времени, чтобы подумать подольше, попробовать и так, и сяк. Или может, он любит такие штучки – и все тут! Просто жить без них не может – ему они почему-то даже важнее, чем то, как все работает.

    Вот в таком случае уже лично вам нужно решить, чего вы сами хотите: чтобы хорошо работало или всяких лишних штучек?

    А бывает наоборот – закатится какой-нибудь шпунтик под ковер или сломается, и пиши пропало! Без такой безделицы, сущей ерунды, хоть все теперь выбрасывай – не полетит! Хорошо, если похожий шпунтик у вас самих найдется или его можно чем-то заменить. А если он какой-нибудь совершенно уникальный?

    Секрет первый в том, что каждый пунктик, каждая деталь для технологии или принципиально важны (а хотя бы и для эстетики), или совершено не от этого «набора». Тогда нечего на них время терять.

    Секрет второй в том, что не каждый рецепт в исполнении другого дает тот же результат. Есть в любом живом процессе что-то такое, что «от автора», и только из его рук выходит так гладко и замечательно. Значит надо или разгадать секрет мастерства и ту особенность, которая не сразу заметна глазу, или стать автором своей собственной технологии «с секретом».

    Общие рецепты подготовки к ЕГЭ(ОГЭ), вы уже слышали от своих учителей, где-то читали. А вы попробуйте научиться создавать свой «шедевр», подходящий вашей индивидуальности. А то я начну вас учить, как правильно делать, а вы станете говорить, что это вам не подходит, а лучше бы вот так, или наоборот. И выполнять ничего не станете. Лучше сами для себя любимых конструируйте так, как вам понравится.

    Вы теперь знаете, что нужно описать в рецепте, чтобы получилось правильное блюдо. И чем подробнее и точнее будут последовательные действия, тем меньше риска сделать что-нибудь не то.

    Определитесь с материалом (задачи, темы, даты, правила, алгоритмы, законы, даты, факты, лексика и др.). Решите, что с этим нужно делать (прочитать, понять, выучить наизусть, найти применение, научиться находить, уметь использовать, преобразовать). Обоснуйте логику и спланируйте последовательность всех действий от начала до конца. Обозначьте необходимые средства и инструменты (что вам понадобится, с помощью чего и как вы будете действовать каждый раз).

    Но самое главное – это четко и точно представить себе конечный результат. Что должно получиться, как это должно выглядеть. И промежуточные результаты тоже надо обозначить. 

    По каким предметам вам необходимо сдать ЕГЭ(ОГЭ), и какой для этого объем материала необходимо освоить (на уровне повторения и закрепления, на уровне новых знаний и умений)?

    На сколько баллов вам достаточно сдать (соответственно, насколько хорошо и глубоко необходимо проработать материал)?

    За какой срок вам надо получить нужный результат (сколько у вас времени осталось, или сколько вы собираетесь его посвятить подготовке к ЕГЭ(ОГЭ))?

    Все это одновременно определит необходимое для подготовки время, объем, степень прилагаемых усилий и желательное границы качества получаемого «продукта».

    Выполняйте.

    1. Результат у вас получится довольно объемный, а потому, чтобы он не пугал вас своим размахом, поделите его на задачи (конкретные, со сроками их выполнения, а потому – достижимые).

    «ЦР-З-С»

    ЦЕЛЬ=РЕЗУЛЬТАТ

    Задачи:

    Сроки:

    А также необходимо разобраться и оценить, что у вас уже есть из необходимого, а что придется еще найти и обеспечить, а что вам будет мешать, тормозить, отвлекать.

    «Р-Н-М»

    Ресурс (имеем)

    Необходимо найти

    Мешает

    Обычно более всего человеку мешает его Дракон. Вот и настало время вытащить его наружу.

    «ВИ-ВГ»

    Мои возможности, ресурсы и помощники

    (личные «инструменты»)

    Мои внутренние враги

    (личные грабли)

    Чем более заполненной врагами оказалась у вас правая колонка, тем скорее надо браться за дело и расправляться с ними. А иначе – никак! А чем более заполнена левая, тем легче вам будет с такими союзниками.

    Еще одна глобальная задача встала: победить правые силы левыми. Если не справляетесь сами, не видите своих возможностей, «идите» к учителю, к друзьям, к родителям, соседям, репетиторам, собеседникам на форумах и просите совета, помощи. Вот это нисколько не стыдно и не неудобно. Потому что они тоже ваши «ресурсы», а в борьбе за правое дело все правильные средства хороши. Но не ждите, что они все сделают за вас. Они только лишь помогут вам лучше видеть.

    Помните, что вперед продвигается лишь тот, кто умеет заметить препятствие, вовремя остановиться и выработать в новой ситуации способ действия более эффективный, чем был у него прежде[1].

    Двигаемся дальше.

    А вот теперь надо ВИ (возможности-инструменты) слить с Р (ресурсами), а ВГ – с М. Заодно это хорошее упражнение на внимательность при чтении заданий.

    Теперь у вас обозначились 1) цели; 2) известные и возможные средства (внутренние и внешние); 3) мешающие факторы (внутренние и внешние) и индивидуальные способы их преодоления (должны появиться!); 4) сроки ожидаемых результатов. А из домашнего задания прошлого урока у вас должны были появиться нужные материалы для подготовки.

    1. Обобщим полученные результаты. Вот основа нашей технологии.

    Цель → задачи → сроки  →

    → план действий, включающий также  использование известных и полезных ресурсов (знаний и умений, времени, собственных возможностей, возможностей, предоставляемых школой, информации, помощи родителей, учителей, товарищей, собственной внутренней установки на успех и четкого образа уверенного и счастливого будущего),

    - обнаружение и преодоление возникающих препятствий,

    - поиск и приобретение недостающих, но необходимых внутренних ресурсов и инструментов,

    - оценку промежуточных результатов и коррекцию действий → образ приемлемого и желательного результата ЕГЭ (ОГЭ), → действия → анализ и оценка промежуточных результатов → коррекция планов и действий → результат

    Осторожно! Необходимо все спланировать так, чтобы имеющиеся ресурсы не превратились в упущенные возможности. И помните, что вы не только к ЕГЭ (ОГЭ) готовитесь, вы стараетесь преодолеть в себе – свои оставшиеся страхи и неуверенность, свое недостаточное знание, несовершенство умения организовать время, словом, все, что может помешать не дрогнуть в ответственный момент и уверенно реализовать то, чему вы учились так долго. Но чтобы справиться с трудностями (а они есть и будут), необходимо, во-первых, быть уверенным в своих силах, во-вторых, делать дело, в-третьих, делать дело постепенно, но постоянно и неуклонно. И никак иначе!

    Работа по борьбе с Драконом уже кое-какая проведена, он притих, а время пошло. И настает момент начинать активные действия.

    А пока домашнее задание:

    • Разработайте план подготовки к ЕГЭ («П»), учитывая все, о чем вы только что узнали.
    • Вспомните про себя, что у вас лучше всего получается, а что получается еще неважно: например, как лучше выходит запоминать, перерабатывать тексты, как готовиться к урокам, как сосредоточиваться, когда вам мешают, как действовать совершенно самостоятельно без чьей-либо помощи, как писать без ошибок, как работать по утрам или по вечерам… Включите все эффективные приемы в свою подготовку и подумайте, какие полезные качества вы можете приобрести еще, чтобы легче было готовиться к ЕГЭ(ОГЭ).
    • Разработайте алгоритм освоения недостающих знаний.

    И снова выбирайте: вы можете сами себе помогать, а можете с собой постоянно бороться. Во втором случае у вас останется меньше сил на подготовку к ЕГЭ(ОГЭ). В зависимости от вашего выбора, в конечном итоге, будет определяться достижение выбранной цели.

    Будьте уверены, что когда вы точно расставите все по своим местам, определитесь с нужными шагами и действиями, ведущими к нужному результату, вам (и всем – вашим родителям и учителям) станет ясно, что ваш путь обязательно ведет к задуманному результату,

    – вот тогда вы сами поймете, что, несмотря на чьи-то страхи перед ЕГЭ (ведь у вас их уже почти нет, правда?), вы обладаете чудесной авторской технологией преодоления, которая гарантирует вам успех!

    Чего и всем желаем.

    Экзамен – испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо укрепить уверенность в своих силах.

    Откуда берется экзаменационный стресс?

    Стресс может быть вызван интенсивной умственной деятельностью, перегрузкой мышц или органов из-за длительного нахождения в одном положении, нарушением режима сна и отдыха.

    Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса — это отрицательные переживания.

    Согласно результатам опросов выпускников, чаще всего экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх.

    При этом они становятся чрезмерно самокритичными, их мучат кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах (не только своих, но и чужих).

    Стресс оказывает негативное влияние на психику человека. Это ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий.

    Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга. В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое – за эмоции, образы.

    У ребят с доминирующим правым полушарием при стрессе «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью. Неслучайно после неудачного экзамена или контрольной можно услышать: «память отшибло» или «слова не мог вымолвить». Это точно описывает то, что происходит в мозгу.

    Какие признаки стресса?

    Экзамены — это серьезное испытание на прочность всей нервной системы.

    При стрессе, как правило, имеются следующие признаки: ощущается сильное беспокойство; человек чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой.

    Есть у стрессового состояния и четкие признаки:

    • это сильное сердцебиение;
    • повышенная потливость, раздражительность;
    • чувство сильной усталости;
    • потеря аппетита, головокружение.

    Могут возникать неадекватные эмоциональные всплески, бессонница, мигрени, астматические явления, нарушения пищеварения, общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться.

    Стресс может вызвать и депрессию, при которой у человека наблюдается резкая смена настроений, ухудшается аппетит и сон, занижается самооценка.

    Мало кто знает, что у стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т. к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая нас в нужной форме.

    Можно ли справиться со стрессовым состоянием?

    Прежде всего, нужно обратить внимание на физиологические проявления стрессового состояния.

    Как правило, это учащенное дыхание, легкий озноб, напряжение в определенных мышцах тела (живота, лица..).

    Нормализовать ритм дыхания поможет простое упражнение: в течение нескольких минут следует дышать медленно и глубоко. Сосредоточив внимание только на дыхании.

    Даже в самую жаркую погоду на экзамене школьнику пригодится свитер или кофта, чтобы при необходимости справиться с ознобом. Можно постараться оценить напряжение в мышцах тела и постараться расслабить те мышцы, которые сильно зажаты.

    На некоторых ребят «коллективный» страх оказывает парализующее воздействие, поэтому им лучше переживать в одиночку: отойти в сторонку, побродить по коридору, посмотреть в окно.

    Нежелательно принимать  лекарственные средства в день экзамена без консультации врача.

    • Во-первых, в состоянии абсолютного спокойствия пропадает желание для достижения успеха — до предельного  уровня тревога как-бы подстегивает человека.
    • Во-вторых, школьнику трудно как следует сосредоточиться.

    Смешные приметы также способны помочь справиться с волнением. Конечно, вряд ли стоит уповать на эти приметы столь сильно, чтобы вообще не готовиться.

    Хорошо снимает напряжение смех.

    Забавная комедия или юмористическая передача могут помочь. Так что, если перед экзаменом есть возможность немного посмеяться, это – только к лучшему.

    Как стать психологически устойчивым?

    Существует несколько упражнений, помогающих укрепить свою психологическую устойчивость.

    Упражнение 1.

    Можно делать перед сном в период подготовки к экзамену.

    1. Вы представляете, что отвечаете уверенно, красиво; слова находятся легко, а мысли появляются быстро.
    2. Вы видите и слышите не только себя (и нравитесь себе!), но и экзаменаторов: они поощряют Ваш ответ сдержанными кивками головы, может быть, даже улыбками.
    3. Вы представляете каждый раз по-разному: изменяете место действия (знакомая обстановка класса, незнакомые аудитории, залы), меняете расположение столов и места Вашего ответа, меняете лица экзаменаторов (знакомые учителя, незнакомые преподаватели).
    4. Вы представляете, что в конце Вашего ответа экзаменаторы выражают Вам одобрение и выставляют соответствующую оценку. Эту оценку Вы также должны увидеть и услышать.

    Упражнение 2.

    Дыхательные упражнения + самовнушение.

    1. Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, расслабить мышцы. Сначала дыхание естественное и непринужденное.
    2. Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения:  «Я — расслабляюсь — и — успокаиваюсь». При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» — на выдохе.

    Упражнение 3.

    Можно добавить к дыханию формулы самовнушения.
    После расслабления, с активным выдохом в конце фразы.

    • «Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе».
    • «Моя память работает хорошо. Я все помню».
    • «Я ощущая бодрость и уверенность в себе».
    • «Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая».

    Упражнение 4.

    Можно использовать массаж головы.
    В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie